27 декабря 2020 года Комиссия по экономике, бюджету и перспективному развитию города столичной Общественной палаты в ходе дистанционного заседания обсудила проект закона города Москвы «Об исполнении бюджета города Москвы за 2019 год».

В обсуждении также приняли участие представители Департамента финансов г. Москвы и эксперты.

Заключение на проект закона города Москвы представила привлеченный эксперт Общественной палаты Светлана Солянникова - руководитель Департамента общественных финансов Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации.

В своем выступлении она рассказала об основных параметрах доходов бюджета в 2019 году, об исполнении бюджета по расходам, в том числе в рамках выполнения государственных программ города Москвы, и других параметрах бюджета.

Как отметила С. Солянникова, по сравнению с прогнозными значениями по большинству ключевых показателей (валовой региональный продукт, объем инвестиций в основной капитал, численность занятых в экономике, среднемесячная начисленная номинальная заработная плата на 1 работающего) отмечается превышение фактических значений над прогнозными, что свидетельствует о позитивной динамике экономики города Москвы в 2019 г. по сравнению с первоначальными прогнозами.

«По результатам анализа мы можем говорить об абсолютной устойчивости бюджета города Москвы, который стал заделом для успешной реализации расходных обязательств города, поддержки горожан в 2020 году. Проведенный анализ свидетельствует как о надлежащем качестве управления бюджетом города Москвы в 2019 году, так и о достоверности показателей отчета об исполнении бюджета за 2019 год, при этом отклонение фактических параметров от запланированных обусловлено динамикой социально-экономических процессов в столице» - прокомментировала результаты экспертизы С. Солянникова.

Об основных параметрах исполнения бюджета рассказал первый заместитель руководителя Департамента финансов города Москвы Николай Лисин.

Он отметил, что в 2019 году наблюдался устойчивый рост экономики города, последовательный рост фонда оплаты труда и результатов деятельности компаний, стабильность налоговых условий и доходной базы, низкий уровень инфляции.

«Общий объем доходов бюджета в 2019 г. составил 2 630,9 млрд руб., что на 10,7% выше поступлений 2018 года. В общей сумме поступлений доля налоговых платежей составила 87%, доля неналоговых доходов - 10%, доля безвозмездных поступлений - 3%. Правительством Москвы проводится последовательная политика, направленная на отраслевую диверсификацию экономики города, привлечение инвестиций в создание качественной инфраструктуры, комфортной городской среды, развитие человеческого капитала. Все это позволило обеспечить качественный рост экономики в 2019 году, ее устойчивость при возникновении внешних шоков в 2020 году» - отметил Николай Лисин.

Что касается расходной части, как рассказал Н. Лисин, исполнение бюджета по расходам в 2019 году составляет 98 % от плановых показателей. В 2019 г. расходы по 14 программам города Москвы профинансированы в объеме 2 трлн 522 млрд рублей, что составило 93,9% от общего объема расходов бюджета. Наибольший удельный вес в структуре расходов городского бюджета приходится на реализацию государственных программ социальной направленности – 50,5% (1 354 млрд рублей). Реализация государственных программ характеризуется высокой эффективностью и результативностью.

Николай Лисин отметил, что все установленные социальные обязательства были исполнены городом в полном объеме.

На социальную поддержку москвичей в 2019 году было направлено 488,4 млрд рублей. Бюджетные расходы по программе «Столичное здравоохранение» в 2019 году увеличились почти на 40% и составили 320,7 млрд рублей, а с учетом средств фонда обязательного медицинского страхования - 586 млрд рублей. На программу «Столичное образование» из бюджета города направлено 333,5 млрд рублей - на 11,5% больше, чем в 2018 году.

В рамках обсуждения члены комиссии Общественной палаты задали вопросы по отдельным параметрам проекта закона об исполнении бюджета, в том числе они касались причин, по которым произошло увеличение доходов по отдельным статьям исполнения бюджета по сравнению с плановыми показателями, источников погашения дефицита бюджета и использования различных форм бюджетных инвестиций.

Председатель Комиссии по экономике, бюджету и перспективному развитию города Общественной палаты Москвы Надежда Косарева, подводя итоги заседания, подчеркнула, что «бюджет – это зеркало экономической политики города. Работа над его формированием начинается с января месяца. Необходимо взаимодействовать с профильными департаментами по обсуждению всех направлений госпрограмм, чтобы это нашло отражение в проекте бюджета на следующий финансовый период».

Открытым голосованием участники заседания приняли проект решения Комиссии по результатам обсуждения экспертного заключения на проект закона об исполнении бюджета за 2019 год и рекомендовали Общественной палате Москвы одобрить проект закона и согласиться с экспертным заключением на него.

По итогам заседания Комиссии экспертное заключение на проект закона об исполнении бюджета будет рассмотрено на заседании Общественной палаты города Москвы.